Поход
на лыжах с рюкзаком — дело серьезное. Идти предстоит по снежной целине,
без спасительной лыжни. Но если уж вы решились, выслушайте несколько
советов.
Лыжи желательно выбрать более широкие — типа «Турист» или «Бескид», а
крепление поставить пружинное или тросиковое. Не лишними будут и бахилы.
Идти придется, пользуясь картой и компасом. Пусть вас не смущают
обозначенные на ней реки и болота. Зимой они не помеха. А вот с крупными
шоссейными дорогами придется хлопотно. Не ленитесь, переходя их,
снимать лыжи. Это и безопасней для вас, и лучше для лыж — на их
скользящую поверхность не налипнет дорожная грязь. Правда, грязными
зимой бывают лишь дороги, которые посыпают пес-ном и солью. На проселках
и зимниках такого не встретишь, воспользуйтесь ими, деже если они не
совсем совпадают с вешим направлением. Не стоит пренебрегать и
просеками, редколесьем, посадками.
Теперь поразмышляем о том, какой взять темп. На лыжне или дороге
ориентироваться надо по самому слабому участнику. Его и рекомендуем
пустить вперед. А находясь во главе колонны, кто не захочет оправдать
оказанного доверия? По целине наоборот — лыжню прокладывают наиболее
сильные.
Чтобы направляющие излишне не устали, их надо периодически менять, скажем, через каждые 100 метров или 2 минуты пути.
Можно менять сразу двоих: более сильного первого и идущего следом.
Тогда при деле окажутся все. Не жадничайте, прокладывая лыжню дольше
всех, — перегрев на зимнем маршруте не менее опасен, чем переохлаждение.
Да, а вы умеете кататься с горок? Молодцы. Но не обольщайтесь. Все не
так просто в походе. Рюкзаки за вашими спинами — немалая помеха при
спуске. Так что лучше следовать известному принципу: «Тише едешь —
дальше будешь». А чтобы на рыхлом снегу не потерять равновесия,
старайтесь обе лыжи нагружать равномерно. Но если все-таки не устоите,
падайте на бок, в крайнем случае назад — так будут целей и лыжи, и ноги.
Не менее опасны и подъемы. В зависимости от крутизны поднимаются, как
известно, «шагом», «лесенкой» или «елочкой». Но на крутых и длинных
склонах движутся обычно по серпантину. Повороты на концах зигзага
начинают с наружной по отношению к склону ноги. А на прямых участках
нелишне лыжные палки держать вместе — так, чтобы ладонь дальней от
склона руки смотрела вверх, а ближней — вниз. Слегка отклонившись в
сторону склона и опираясь концами острых палок, вы всегда можете
задержаться, если лыжи начнут соскальзывать.
Немало неприятностей доставляют лыжнику и поваленные стволы деревьев,
канавы. Страдают при этом в основном лыжи. Чтобы они не ломались,
запомните: такие препятствия переступают боком, развернув лыжи
параллельно бревну или канаве. Ну а на открытых пространствах с плотным
настом вы сможете передвигаться быстрее, перейдя на коньковый ход. И не
забудьте о ветре. Если он попутный и сила его такова, что полощется
одежда, стоит воспользоваться парусом. Никаких особых материалов для
этого не потребуется. Используемый для подстилки или скатерти кусок
полиэтилена и обыкновенные лыжные палки — вот и все необходимое. Размеры
паруса — в зависимости от вашего веса. Но обычно в пределах 2X2 или
2X2.5 метра. Конструкция его показана на рисунке. Разворачивая парус под
различными углами к ветру, можно менять скорость и направление
движения. И при ветре 8 м/с без труда наберете скорость до 20 км/час.
Так что желаю вам попутного ветра, а по-зимнему — снежной поземки.
А. АНТОНС. Журнал Юный техник.
|