Для безопасности передвижения и преодоления препятствий на водных,
горных, лыжных и спелеологических маршрутах важно качество снаряжения.
невысокий запас плавучести, плохая устойчивость, низкая мореходность
выбранных для путешествия судов, отсутствие на них приспособлений,
обеспечивающих непотопляемость, или недостаточно прочные, неправильно
подобранные по ширине, гибкости и материалу скользящей поверхности лыжи,
лыжи без металлической окантовки на горном насте, с малым носковым
загибом на глубоком рыхлом снегу — все это может послужить причиной
несчастного случая. Поскольку 2/3 времени путешествия приходится на привалы, ночлеги и
бивачные работы, для предупреждения травматизма отнюдь не безразлично
соответствие своему назначению предметов походного быта палаток,
спальных мешков, костровых принадлежностей, обогревательных устройств. в
некоторых условиях — при сильных морозах, затяжных дождях, при
отсутствии естественного топлива на маршруте — бивак может представлять
собой наиболее трудоемкую, напряженную и даже небезопасную часть
походной жизни. во всяком случае настораживает, что 1 /10 известных
случаев тяжелого травматизма и заболеваний в осенне-весенних походах
приурочена к привалам. Причины большинства из них — неправильное
поведение людей, но в какой-то степени они объясняются и легкой
промокаемостью стандартных палаток, недостаточными теплоизоляционными
качествами спальных мешков, неудобством и небезопасностью имеющейся в
продаже туристской посуды, отсутствием в производстве походных печек и
т.п.
Экипировка участника группы, его одежда и обувь определяют
возможность личной защиты от неблагоприятных факторов внешней среды.
Малое количество шерстяных или других теплых вещей, отсутствие ветро-и
влагозащитной одежды могут поставить человека, особенно в зимнее время и
в высокогорье, в угрожаемое положение. Даже такие мелочи, как короткие
рукавицы, неудачный фасон капюшона, сломанная застежка «молния», легко
приводят к местным обморожениям. Летом плохая конструкция одежды, лишая
возможности регулировать ее теплоизоляционные качества, ведет к
перегреву организма. Особенно часто у путешественников из-за
несоответствующей по размеру, фасону и другим данным обуви травмируются
ноги: образуются намины, мозоли и водяные пузыри, «сбиваются» и
«прихватываются» морозом пальцы. из-за неудовлетворительного сцепления
подошвы обуви с почвой случаются растяжения и разрывы связок, срывы и
падения, грозящие на сложном рельефе тяжелыми травмами.
Не исключена опасная ситуация из-за некачественного, малокалорийного
или не соответствующего климатическим условиям маршрута набора продуктов
питания. Причиной недоедания и истощения может быть порча продуктов
из-за слабой фабричной упаковки, отсутствия первоначальной
консервирующей обработки, слишком коротких сроков хранения. Это же
иногда приводит к желудочным заболеваниям и пищевым отравлениям.
Понятны, наконец, и самые серьезные последствия для туристов, если у
группы нет страховочного, защитного и спасательного снаряжения или оно
неудовлетворительного качества. Рассуждая теоретически, вообще нельзя
совершить сколько-нибудь сложный водный поход без спасательных жилетов и
средств, гарантирующих непотопляемость судов и любое путешествие — без
укомплектованной всеми необходимыми средствами медицинской аптечки.
На практике получается иногда иначе. отсутствие или малое количество
некоторых видов туристского снаряжения в продаже или прокате толкает
отдельных недисциплинированных людей на совершение путешествия негодными
средствами и «большой кровью». Обычно такие группы состоят из новичков и
идут по сравнительно простым маршрутам. но ведь именно такие маршруты
дают львиную долю происшествий.
Не следует, однако, искать причины травматизма только в отставании
промышленного выпуска снаряжения от растущей потребности в нем.
Увеличение количества, улучшение качества, разнообразие ассортимента
предметов технического оснащения еще не устранят несчастных случаев по
вине снаряжения. Многое здесь будет зависеть от самих участников
путешествий.
Во-первых, туристы должны предусмотреть, чтобы снаряжение в группе
было комплектно и однотипно, чтобы одни его предметы соответствовали
другим и допускали в аварийных условиях взаимозаменяемость. Известно,
что отлично действующие врозь походный примус и туристское плоское ведро
нельзя применять вместе, ибо коэффициент их совместного полезного
действия ничтожен. при использовании в группе разнотипных лодок
участники будут растягиваться по маршруту. Вместе с тем опасную ситуацию
легко разрядить, если есть возможность заменить один вид снаряжения
другим.
Во-вторых, в процессе подготовки к путешествию желательно специально
приспособить снаряжение к конкретным условиям и опасностям маршрута,
усилить его отдельные детали и узлы. Так, для водного путешествия, как
правило, требуется проклеить оболочку байдарки по кильсону и нижнему
поясу стрингеров резиновыми протекторами, сшить фартук (если его нет) и
т.п. Важно также тщательно проверить наличие резервных предметов
материального обеспечения: ремонтного набора, запасных деталей,
материала для починки оболочки и каркаса байдарки, аварийного резерва
продуктов питания, спичек нельзя забывать, что отсутствие под рукой
запасного снаряжения может поставить группу в угрожаемое положение так,
если при поломке греби на плоту не окажется запасной, то авария на
сложном участке реки может произойти в первые же секунды после
происшествия. Жизненно необходимо для безопасности путешествия и вместе с
тем сравнительно несложно самостоятельно изготовить
защитно-спасательные технические средства. многие туристы-водники с
успехом используют самодельные жилеты и нагрудники из подкладных
медицинских кругов, спасательные круги из автомобильных и пояса из
велосипедных камер. Для удержания на плаву и защиты от ударов камнями и
бревнами на бурных реках с недавнего времени стали применять самодельные
защитно-спасательные комплекты, состоящие из пенопластовых спасжилетов,
щитков для бедер и голени, шлемов, накладок на плечи, локти, колени.
Чтобы сделать байдарки непотопляемыми, многие дооборудуют их
самодельными воздушными емкостями (обычно резиновыми камерами).
|